Хета. Заповедник легенд

Хета не курорт, а настоящее мегрельское село, здесь растят кукурузу и фасоль, здесь повсюду бегают пёстрые поросята и щиплят траву коровы с выразительными бровями. А над домами стоит белый от известняка хребет, заросший древним лесом, в котором полно интеллигентных змеймингрельских скорпионов и летучих мышей; где-то тут в уединении обитает хозяйка мегрельского лесакавказская гадюка.
Когда-то в Хете был богатый лавро-цитрусовый совхоз. В селе кое-где сохранились памятники соцреализма, заросшие субтропической растительностью. Это как бы маленький грузинский ответ архитектуре майя, погружённой в дебри джунглей.
Здесь замечательная вода. В Грузии вообще прекрасная вода, но в Хете она идеальна. Ею поливают сады и огороды, её пьют коровы и свиньи, даже змеи. И поэтому здесь все такие здоровые и красивые.
Остатки колхозной архитектуры
В Хете есть свои легенды. Да что там, легенды здесь регулярно возникают и сегодня.
Летучие мыши, накидывающиеся на людей и высасывающие кровь, волшебные стёкла, через которые можно видеть людей обнажёнными (надо только смазать стекло кровью из хвоста ящерицы!) А в древние времена здешние люди понимали петушиный язык. Всего-то надо смазать губы младенца кровью никогда не кукарекавшего петуха и с тех пор человек будет знать все новости, которые сообщают друг другу петухи.
Странных историй в Хете можно услышать много.
А знаете, как образовалось местное озеро? Так вот слушайте.
Давным-давно священник созвал соседей, чтобы они помогли ему обработать поле. После работы он сытно накормил каждого. «Что вы радуетесь?!» - закричал кто-то самый умный - «Откуда вы знаете, чем накормил нас этот священник?!» «Пусть вынесет голову животного, мясо которого подали на стол!» - закричали люди. Каков же был гнев и ужас крестьян (только представьте их лица!), когда они увидели священника, вышедшего с собачьей головой в руках. И неудивительно, что дом и земля недобропорядочного хозяина провалились под землю. Так и образовалось озеро. А учёные говорят, что озеро это бездонное…
Вокруг озера теперь отдыхают по вечерам, пьют пиво и вино, ловят раков и вспоминают предание. Кто знает, правда-неправда?
А ещё говорят, вершина горы была причалом для кораблей, в те старинные времена, когда море было выше. На полукилометровой высоте стоит столб, где-то здесь валяется цепь – вероятно, чтобы пришвартовывать древние судна…
Алтарь в развалинах храма на горе Джегета
Недалеко от горного порта, на вершине горы Джегета стоят развалины древнего храма. Над ними недавно сооружена крыша, внутри - большой деревянный крест и алтарь с иконами. Днём здесь отдыхают люди (редкие школьные экскурсии, прогулки местных) и волки, скрывающиеся в пещерах вокруг храма. Отсюда ничего не забирают, здесь даже не сорят: вершина Джегеты - святое место.
Посреди входа в развалины на видном месте я увидел аккуратно положенную на землю шапку военного. Потерянная вещь или какой-нибудь обет? Неужели, и ОНИ вовлечены в эту кастанедовщину?!
Лес на горе Джегета
Да, недалеко от Хеты стоят грузинские военные. Однажды, их грузовик остановился на одной из улиц села, вышел солдат и наклеил на столб какое-то объявление. Об этом мы узнали от любопытного соседа, который всё-всё видел из своего двора – только что. Я и мои спутники также обратили внимание на уезжающий грузовик защитной окраски.
Мы поспешили прочитать, что же написали военные на столбе. По дороге у соседа появилось предположение, что они кого-то ищут, возможно, чтобы расстрелять. Если грузинские военные дали объявления на английском, то его прочитает Дато", то есть я. Если на немецком, то сосед вроде бы должен знать немецкий. А если...
Мы подбежали к объявлению, которое оказалось обычным бумажным листом, грубо приклеенным скотчем к столбу. На бумаге от руки было написано слово «квара». Что это значит, никто не понял. Какой-то ребус!
У соседа появилось предположение, что военные написали «кмара» - просто перепутали букву («кмара» означает «хватит» - в Грузии слово политически окрашенное). Тогда возник вопрос, что военные имели в виду. Чего хватит, против кого хватит? В общем, никто ничего не понял, но ведь не может быть, чтобы военные приклеили на столб бессмыслицу, правильно?! Тут как бы завис тревожный вопрос.
Рациональные люди есть везде. Ираклий, на которого сослалась женщина, рассказавшая о яростных атаках летучих мышей–вампиров, сказал, что ничего такого ей не говорил и что это полная ерунда. Нани посмеялась над историей с ящеричным стеклом. А я – я подкопал под легенду о древнем горном причале.
На цементном столбе я обнаружил металлическую бляшку с кириллической надписью "ТРИАНГ". Вокруг столба – четыре спиленные железные ножки. Это же советский геодезический пункт!
Вот так в Хете я подточил основание красивой легенды. Надеюсь, рана будет не смертельной - всё-таки легенды это так прекрасно! И весело.
- В Хете ничего не происходит просто так! – сказал N., когда мой цифровой фотоаппарат неожиданно перестал работать. - С кем ты говорил перед этим?!
- С человеком, который мне читал стихи Лермонтова через забор. – ответил я, озадачено почесав голову.
- То-то и оно!

Хета
И я вот подумал... Если взглянуть на картину трезво, разве русские военные не замаскировали бы древнюю пристань под геодезический пункт? То-то и оно.