შავღელე ხობის სოფელია. ის ფოთიდან შვიდ კილომეტრში, მდინარე რიონის პირას იშლება და თითქოს არაფრით განსხვავდება სამეგრელოს სხვა სოფლებისგან. გზა იმდენად ორმულია, რომ „სლალომით“ მოძრაობა გარდაუვალია. ადგილობრივი მცხოვრებლების ძირითადი სარჩო სიმინდი და რძის ნაწარმია. კომუნისტური მმართველობის ხელი სოფელს ახლაც ატყვია. აქ საცხოვრებელი სახლები სახელმწიფომ მუსლიმი აჭარელი ეკომიგრანტებისთვის ააშენა და არქიტექტურა თითქმის ერთმანეთის იდენტურია.
სოფლის ჩვეულებრივობის განცდა მაშინ გიქრება, როცა გზად მხოლოდ ბავშვებს და ქალებს ხედავ. მანქანა პირველივე შემხვედრ სახლთან გავაჩერეთ. ქალი აჭარული კილოთი გვეუბნება, რომ „ჯამეში“ [მეჩეთი] ახლა ლოცვა ტარდება, სადაც ყოველ პარასკევს მორწმუნე მუსლიმი მამაკაცები იკრიბებიან.
„ჩვენ შინ თუ ვილოცებთ“, - გვითხრა ახალგზარდა ქალმა, რომელიც საკუთარი სახლის ეზოში მეზობელ თანატოლებთან ერთად სიმნიდს არჩევდა.
მანამდე სოფელში, ეს მაშინ როცა აჭარაში მომხდარი წყალდიდობის შემდეგ ქედას, შუახევისა და ხულოს მცხოვრებლები 1989 წელს შავღელეში ჩამოასახლეს, საქართველოში ერთ-ერთი ძლიერი მეურნეობა მეციტრუსეობა იყო.
გზას ისევ მანქანით გავუყევით. სოფლის ცენტრში სკოლა, საბავშვო ბაღი და ამბულატორიაა განთავსებული. იქვე ჯვარია აღმართული, გასწვრივ კი საქართველოს და ევროკავშირის დროშები ფრიალბდა.
http://www.livepress.ge
Шавгеле это село в Хоби. Оно находится в семи километрах от Поти, на берегу реки Риони и, казалось бы, ничем не отличается от других сел Самегрело. Дорога настолько неровная, что «слалома» не избежать. Основная пища местных жителей - кукуруза и молочные продукты. Следы коммунистического правления видны в селе до сих пор. Государство построило тут жилые дом для экомигрантов, мусульман из Аджарии и архитектура почти идентичная.
Ощущение, что это обычное село исчезает, как только понимаешь, что по дороге встречаются одни женщины и дети. Останавливаем машину у первого же встречного дома. Женщина на аджарском диалекте говорит, что в «джаме» [мечеть] сейчас проводится молитва, по пятницам здесь собираются мужчины - мусульмане.
«Мы молимся разве что дома», - сказала нам молодая женщина, которая во дворе своего дома вместе со сверстницами соседками перебирала кукурузу.
Шавгеле это село в Хоби. Оно находится в семи километрах от Поти, на берегу реки Риони и, казалось бы, ничем не отличается от других сел Самегрело. Дорога настолько неровная, что «слалома» не избежать. Основная пища местных жителей - кукуруза и молочные продукты. Следы коммунистического правления видны в селе до сих пор. Государство построило тут жилые дом для экомигрантов, мусульман из Аджарии и архитектура почти идентичная.
Ощущение, что это обычное село исчезает, как только понимаешь, что по дороге встречаются одни женщины и дети. Останавливаем машину у первого же встречного дома. Женщина на аджарском диалекте говорит, что в «джаме» [мечеть] сейчас проводится молитва, по пятницам здесь собираются мужчины - мусульмане.
«Мы молимся разве что дома», - сказала нам молодая женщина, которая во дворе своего дома вместе со сверстницами соседками перебирала кукурузу.
До того, как в 1989 году, в Шавгеле поселили жителей Кеды, Шуахеви и Хуло, после наводнения, произошедшего в Аджарии, село было известно своим цитрусовым хозяйством.
Мы продолжили путь на машине. В центре села – школа, детский сад и амбулатория. Тут же воздвигнут крест, а вдоль, развеиваются флаги Грузии и Евросоюза.
В мечети абсолютная тишина. Слышна только молитва молы. Он был извещен о нашем визите заранее, поэтому снимать мы начали «без предупреждения». Во дворе «джаме» находится кладбище, где хоронят только мусульман.
Молитва вскоре завершилась, мола поздоровался с нами и помог познакомиться с сельскими мужчинами.
Духовный предводитель села Зураб Тариэладзе рассказал нам, что единственная в Самегрело мечеть, построена в 2004 году на пожертвования. Государство выделило под мечеть землю. Предводитель объясняет нам, что в селе мирно уживаются представители разных религий, разделяя и горе и радость.
«Христианин и представитель любой другой религии, если он верующий, то он символ добра и мира. Почти 28 лет мы живем здесь и у нас очень хорошие друзья среди христиан. Они поздравляют нас с нашими праздниками, а мы – их. Вчера я дочь выдал замуж, сыграли свадьбу, были приглашены и мои друзья христиане», - сказал нам Зураб Тариэладзе.
Среди пожилых верующих были и молодые, они и поговорили с нами о проблемах села.
«Христианин и представитель любой другой религии, если он верующий, то он символ добра и мира. Почти 28 лет мы живем здесь и у нас очень хорошие друзья среди христиан. Они поздравляют нас с нашими праздниками, а мы – их. Вчера я дочь выдал замуж, сыграли свадьбу, были приглашены и мои друзья христиане», - сказал нам Зураб Тариэладзе.
Среди пожилых верующих были и молодые, они и поговорили с нами о проблемах села.
«Хорошо, что у нас есть молельня, детский сад, школа, амбулатория, но молодежь не задерживается, так как здесь безработица, у нас ни интернета, ни дорог, ни газа. Молодежь на заработки уезжает, в основном, в Турцию. Земля здесь не обрабатывается, большинство полей на засеяны», - сказал нам Гия Камашадзе.
Жители села сейчас в ожидании строительства новой дороги и газификации, это обещание они получили от победившего на выборах в местное самоуправление кандидата от правящей партии.